Очень редко указанные выше, скорее общие обстоятельства должны использоваться для отзыва ссуды и, соответственно, возможного инициирования процедуры банкротства. Этот шаг должен рассматриваться для банка только как последнее средство защиты своих требований и, в действительности, как свидетельство неудачи в культивировании и защите взаимоотношений с клиентом. Скорее, банк должен внимательно рассмотреть возможные варианты выбора в содействии восстановлению хорошего финансового состояния клиента; например, на основе реструктурирования кредита или даже структуры всех долгов заемщика в координации с другими кредиторами. Очевидно, что в отсутствие жизнеспособных вариантов выбора, и в зависимости от природы невыполнения обязательств, банк может решить инициировать процедуры банкротства. При использовании этого последнего средства разрешения ситуации невыполнения обязательств - во все времена необходимо принимать во внимание существование и адекватность залогового обеспечения, особенно в том плане, как оно соотносится с местом банка в очереди кредиторов.

Разработки - это ситуации, в которых кредитующий банк формирует план совместно с менеджментом заемщика, не выполняющего обязательства, с тем, чтобы препятствовать, если это возможно, банкротству заемщика. Банк обычно представлен опытными кредитными инспекторами, которые специализируются на решении ситуаций просроченных ссуд. Одним из примеров является реструктуризация задолженности заемщика. Со стороны банка, разработочные соглашения создаются не только с целью «спасти» отношения, но также с целью усилить позиции банка как кредитора через большее влияние на действия заемщика. В свою очередь это требует пересмотра первоначального кредитного договора, его приведения к разработочному кредитному договору, который обычно включает:

  1. новые стандарты финансового состояния заемщика;
  2. новую структуру процентных ставок и графика погашения долга;
  3. соглашение со стороны заемщика ликвидировать на добровольной основе залоговое обеспечение, поддерживающее вновь открытые кредитные возможности, если он не способен выполнить новые обязательства по обслуживанию долга; и
  4. согласие заемщика, без оспаривания, подвергнуться судебному решению против него в том случае, если он не может выполнить сроки и условия нового кредитного соглашения .

Сигналы раннего предупреждения. Приложение 12 представляет расширенный список «сигналов раннего предупреждения», указывающих на потенциальные проблемы во взаимоотношениях по кредитованию. Обратите внимание на источники таких сигналов и указаний на изменения, связанные с ними: менеджмент заемщика, финансовое состояние заемщика, операции заемщика, взаимоотношения банка и заемщика.

Таблица для резюме кредитного договора и контроля исполнительности клиента.

Примеры таблицы для резюме кредитного договора и контроля исполнительности клиента представлены в Приложениях 13 и 14. Оба приложения в высокой степени рекомендуются как важные и эффективные инструменты для менеджера, регулирующего отношения с заемщиком, и административной группы по ссудам с тем, чтобы осуществлять мониторинг тщательности, с которой заемщик выполняет сроки и условия кредитного соглашения.

Очень важно, чтобы сотрудничество с менеджментом заемщика и его согласие с новыми соглашениями, были абсолютно добровольными. Принуждение заемщика редко ведет к успешному разрешению ситуации, банк должен избегать такого принуждения.