Первичный учет представляет начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы конкретного предприятия.

Для первичного учета характерны и контрольные функции, которые заключаются в выявлении отклонений в момент их возникновения.

II стадию первичного учета (иногда ее называют документированием операций) включают представление, обработку и движе­ние первичных документов вплоть до сдачи их в архив.

Первичный учет строится на следующих основных принципах:

  • первичный учет является основным носителем информа­ции для бухгалтерского, оперативного, статистического и налогового учета;
  • данные первичного учета используются при аудиторских проверках и в контрольно-ревизионной работе;
  • построение первичного учета прямо зависит от особенностей организации производства, труда и управления;
  • отражая особенности действующей системы управления, первичный учет обеспечивает обратную связь с управляемой системой;
  • создание единой системы кодирования данных, особенно мм, где внедрена автоматизированная система учета и управления;
  • непосредственная связь первичного учета со всеми участниками бухгалтерского учета;
  • строгое документирование хозяйственных операций.

Объектами первичного учета являются: заготовление ресурсов; приобретение, хранение и расходование материальных ресурсов; использование топливно-энергетических ресурсов; затраты на производство и реализацию; трудозатраты (время, трудоемкость);  объем выпуска и реализации; товарооборот; расчеты с поставщиками и заказчиками, подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами; расчеты с банками, бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

Рациональная организация бухгалтерского учета предполагает установление документирования операций:

  • содержание, последовательность и сроки выполнения всех работ на первой стадии учетного процесса (текущее наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных операций);
  • установление видов первичных документов, их название и номера форм;
  • порядок и сроки составления и прохождения документов;
  • функции каждого исполнителя.

Таким образом, первоначальные сведения о всех хозяйствен­ных процессах на предприятии должны отражаться в первичных документах.

Первичный документ — письменное свидетельство о совершен­ной хозяйственной операции, которое подтверждает юридическую силу и ответственность исполнителей.

Бухгалтерские документы, как правило, составляются на ти­повых бланках утвержденных форм, которые содержат необходимые реквизиты.

Реквизиты — показатели, приводимые в документах, которые характеризуют данную хозяйственную операцию: наименование документа, код формы, дата составления, наименование центра ответственности, содержание хозяйственной операции, количе­ственная характеристика ее в натуральном и денежном измерени­ях, наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции, подписи и т.п.

На основании первичных документов делаются записи в учет­ных регистрах: счетах, журналах, ведомостях и т.п.

Учетные документы подразделяются на:

  • внешние — поступают на предприятие со стороны (от поставщи­ков, покупателей, от банков, бюджетных организаций, налоговой инспекции и т.п.). Например, счет-фактура, платежное поручение, инкассовое поручение. Выписки из расчетного счета и т.п.;
  • внутренние — составляются на самом предприятии.

Внутренние учетные документы имеют несколько видов:

  • распорядительные — с указаниями о производстве, о выпол­нении тех или иных хозяйственных операций (приказы, распоря­жения, финансовые документы);
  • оправдательные (исполнительные) — они удостоверяют факт совершения хозяйственных операций (приходные ордера (акты приемки материалов), акты, накладные и т.п.), в обязательном порядке подписываются ответственными лицами, затем поступа­ют в бухгалтерию, проверяются и принимаются к учету;
  • комбинированные — одновременно исполнительные и рас­порядительные (кассовые приходные и расходные ордера, ведо­мости на выдачу заработной платы и т.п.);
  • документы бухгалтерского оформления (справки, расчеты, ведомости распределения).

В зависимости от характера хозяйственной операции и времен­ного режима бухгалтерии документы подразделяются на:

  • разовые — составляются в один прием и на каждую хозяй­ственную операцию;
  • накопительные — составляются в течение определенного пе­риода постепенным накапливанием однородных хозяйственных операций (лимитно-заборные карты, наряды и т.п.);
  • первичные — составляются на каждую операцию в момент ее совершения (документы на отпуск материалов);
  • сводные — обобщают показатели путем соответствующей груп­пировки, систематизации (сводные ведомости).

Учетная документация должна быть точной, простой и ясной, своевременно оформленной и достоверной. Среди учетных доку­ментов часто используют так называемые типовые документы, которые характерны для предприятий разных форм собственности.