За последние годы произошли весьма существенные изменения в бухгалтерском учете и отчетности:

  1. Внедрен новый план счетов.
  2. Введены новые формы бухгалтерской финансовой отчетности (квартальной, годовой).
  3. Изменена методология учета имущества предприятий и источников их образований.
  4. Внесены изменения в учете ценных бумаг, налоговых платежей и прочих активов.
  5. Принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и 20 положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
  6. Для субъектов малого предпринимательства введены новые формы учета и отчетности.
  7. Сформировалась четырехуровневая система правового регулирования бухгалтерской деятельности в России.

Совершенствование учета продолжается. Правительство своим Постановлением от 06.03.1998 № 283 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. При этом необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реализованной модели бухгалтерского учета.

Основные направления реформы:

Совершенствование нормативного правового регулирования. Цель — обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности предприятий.

Для этого необходимы:

  • переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • регулирование финансового учета;
  • сочетание нормативных актов с профессиональными рекомендациями;
  • взвешенное использование международных стандартов в практической работе.

Формирование нормативной базы. Важная составляющая нормативного обеспечения — сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета, создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения этой системой присущих ей функций в экономике, для чего необходимо:

  • внести изменения в нормативно-правовую базу бухгалтерского учета;
  • продолжить разработку и утверждение стандартов по бухгалтерскому учету;
  • пересмотреть первичные учетные документы, регистры учета и другую отчетную документацию;
  • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • ввести новую упрощенную систему учета для малых предприятий и др.

Методическое обеспечение (разработка новых инструкций, методических указаний в соответствии с требованиями международных стандартов и законодательства, публикация комментариев по отдельным вопросам учета).

Кадровое обеспечение (вопросы формирования бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов), расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:

  • проведение аттестации главных бухгалтеров, бухгалтеров-экспертов;
  • разработка норм профессиональной этики;
  • разработка учебно-методической литературы

За рубежом важное место в системе подготовки персонала бухгалтерского учета занимает не только подготовка и переподготовка в учебных заведениях с целью получения соответствующего диплома, но и последующая аттестация каждого профессионального бухгалтера. Например, в США бухгалтеры работают в одном из следующих направлений:

  • независимые бухгалтеры (public accounting);
  • управленческий учет (industrial accounting);
  • учет в государственных и других неприбыльных организациях (federal, state, local government accounting)
  • учет в сфере образования и профессиональной подготовки бухгалтерских кадров (accounting education and training).

Получить высшую бухгалтерскую квалификацию нелегко. Для этого недостаточно окончить университет. Необходимо в дальнейшем получить еще профессиональный сертификат по одному из трех направлений:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет;
  • внутренний аудит.

Организация бухгалтерского учета на предприятии может базироваться на следующих основных тезисах:

  • ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя;
  • бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, бухгалтером, независимой организацией или самим руководителем. На крупных и средних предприятиях создаются бухгалтерии;
  • главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем фирмы и подчиняется непосредственно ему;
  • главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приемки и выдачи ТМЦ, денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными;
  • главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству, но с письменного согласия руководителя (при этом руководитель всю ответственность за последствия решения принимает на себя) бухгалтер может принять к исполнению.

Сдача дел при смене главного бухгалтера оформляется актом. Все методологические, организационные, налоговые и технические аспекты учета отражаются в приказе по учетной политике предприятия.