Человек, надо полагать, всегда испытывал благоговение перед водным пространством, морем, океаном. И морская гладь, и бушующие волны одинаково порождали в нем безграничное удивление и такое же восхищение. Морская стихия его пугала, но и привлекала ее таинственность, ее меняющийся облик, вечное движение, поглощающая ширь и заманчивая даль, где вода смыкается с небом. Порождались легенды о загадочности моря, о его божественности. У народов появлялись боги моря и воды, люди им поклонялись и совершали жертвоприношения. Самым древним из морских богов, очевидно, является морской бог шумеров по имени Ану. Его изображали в виде человека с рыбьей головой. Но самыми известными богами стали Посейдон у греков и Нептун у римлян. Их мифические образы живы и сейчас, являясь к мореходам в традиционные ритуальные праздненства, нацример, при переходе экватора. Атрибуты богов остаются 'все теми же на протяжении тысячелетий. И это мы видим не только в их изображениях в камне или на картинах, но и наяву, и каждый раз, когда пересекаем экватор океана.

Нептун и Посейдон в неизменной короне и с трезубцем в руках обычно выходят в сопровождении морских дев — русалок. Образ русалок с их развевающимися волосами и чарующими слух моряков песнями на протяжении всей истории общения человека с морем тоже привлекал моряка-путешественника. Считалось, что не один из них был увлечен русалками в пучины океана. Знаменитая бронзовая русалочка стала символом Копенгагена — столицы Дании. В Норвегии, где тоже почитают русалочку, до сих пор сохранилось ласкательное выражение, которое произносят, если хотят похвалить девушку: «У вас ручка,как у русалочки».

Когда люди еще мало знали об обширных водных пространствах, окружающих материки, они считали, что Земля омывается одной рекой под названием Океан. Океан стал морским богом. Его женой была богиня Тетис. Эта божественная пара породила три тысячи потоков и четыре тысячи океанид. Потомки увековечили их имена в названии наиболее крупных водных пространств: слово Океан существует и сейчас, а именем Тетис мы называем то море, которое омывало сушу в ту геологическую эпоху, когда еще Европа и Африка были соединены с Америкой.

Море особенно почитали жители тихоокеанских островов. У полинезийцев самым знаменитым богом был Ватеа. Этот «владыка морей» изображался в виде полу- акульиполучеловека, причем разделялся на эти две части вдоль тела. Он имел, таким образом, один глаз, одно ухо, одну руку и одну ногу.

И поныне ходят легенды, рассказы о некоторых морских чудесах. Вспомним легенду об умных дельфинах, которые спасают тонущих людей. А сказки про китов? Как они заглатывают человека и даже целые лодки с десятками моряков. В сказках отдельным счастливцам удавалось даже побывать в желудке кита, а затем невредимыми выйти оттуда (вспомним библейского героя Иону, совершившего такую экскурсию). В русском фольклоре кит заглатывает не только человека или лодку, но и целый флот. А на спине отдельных китов произрастают леса и располагаются целые поселения. Образ злых или добрых обитателей морей и океанов запечатлен и во многих литературных произведениях. Для меня примером такого произведения, несомненно, является «Моби Дик» Мелвилла с прекрасными иллюстрациями Р. Кента.

А кто не зачитывался приключенческими романами Жюля Верна?

Мир его подводных картин увлекал нас, через его ощущения мы воспринимали таинства подводного мира.

Многие творческие работники черпали и продолжают черпать свое вдохновение у моря, почти в каждой нашей дальней экспедиции бывает либо писатель, либо художник, либо кинооператор. После такой экспедиции мы получаем возможность любоваться морскими закатами либо в картинной галерее, либо на киноэкране. Многие картины маринистов стали классическими. Когда мы работаем на Черном море, обязательно стараемся зайти в Феодосию, чтобы отдать дань Айвазовскому, а когда бываем в музеях Западной Европы, неизменно останавливаемся итдолго рассматривали серии картин Вандер Вельде и других маринистов.

Бушующий океан пробуждает в нас мужество, силу, заставляет идти на риск. Спокойная же гладь теплого моря или, наоборот, холодная тишина морских просторов, усеянных торжественно-величавыми и освещенными ярким солнцем айсбергами, порождают в нас склонность к философии, осмыслению всего прожитого, к лирическому настроению.

Море и океан все больше и больше захватывают чувства человека, пробуждают в нем творца. И не только в эстетическом плане. Они будят и творчество инженеров, практиков, мечтающих дать возможность людям обжить океан, поселиться там, как на суше. Уже сейчас строятся плавучие острова с домами отдыха и пансионатами. Обсуждаются проекты, как построить курорт на воде у берегов Болгарии, подводные дома отдыха, аквариумы и морские музеи в Японии. Кто из нас отказался бы провести свой отпуск на плавучем или в подводном доме отдыха где-нибудь в Балтийском море вдали от той великой скученности народа, с какой мы вынуждены мириться в летние дни, прибыв на курортное побережье? Кто знает, может, уже через пять—десять лет (а уж в следующем тысячелетии — так это точно) многие из нас смогут, облачившисй в легкий водолазный костюм и взяв подводное ружье, отправится отдохнуть и поохотиться на специально созданные острова где-нибудь на траверсе Ниды в Балтийском море, погоняться там за специально разведенной треской и камбалой.

Сейчас я думаю, как лучше бы закончить эту книгу, книгу, которая не объясняет все, а является всего лишь введением, букварем знаний об океане. Наверное, так.

Океан — это бесконечное множество загадок. Океан — это неисчерпаемый источник познания. Океан — это и грозная стихия, и источник жизни, и источник творческого вдохновения и вечного восторга человека перед величием и гармонией Природы. Есть смысл посвятить ему жизнь, чтобы он стал ближе, понятнее и доступнее людям. А для этого есть такая замечательная профессия — океанолог.