«...Это — зловещая, враждебная человеку страна, которая, по слухам, вселяет такой мистический ужас в сердца моряков и летчиков, что они избегают говорить на эту тему с посторонними». «...Каждое из них вышло в свой обычный регулярный рейс, и каждое из них уплыло в страну призраков...». «...Все они закончили свой путь в Гавани пропавших кораблей». Эти строки из довольно популярной и интересной книги американского писателя-исследователя Л. Д. Куше «Бермудский треугольник: мифы и реальность». «Зловещая страна», «Гавань пропавших кораблей» — та часть Атлантического океана, которую принято называть Бермудским треугольником. Здесь часто гибнут суда, бесследно исчезают самолеты. Только с 9 4 года в этом районе погибло около 2000 человек и ежегодно гибнет три-четыре судна.
Но вот очередная советская океанологическая экспедиция на судне «Академик Мстислав Келдыш» проводит свои обычные исследования в Бермудском треугольнике. Ни у одного из нас, 30 членов экспедиции, ни «ужаса в сердце», ни «желания избегать говорить на эту тему». Проводятся метеорологические, гидрологические, гидрооптические, биологические и геологические исследования. Изучаются воздушные потоки, облака, солнечная радиация. Ставим буи и вешаем на трос под буем специальные приборы-вертушки, которые позволяют судить о направлении и скорости течений, опускаем сети и тралы, ловим рыбу и планктон. Геологи измеряют глубину, при помощи дночерпателей и трубок достают и изучают данные осадки. «Научный штаб» экспедиции тут же получает всю эту информацию, обрабатывает ее на судовых ЭВМ и интерпретирует. Тут же пишутся статьи, отчеты, делаются научные выводы. Никаких вызывающих тревогу явлений. Все здесь — и состояние атмосферы, и магнитное поле, и дно, — практически такое же, как в других областях Мирового океана.
Бермудский треугольник — это часть океана, которая условно ограничивается прямыми линиями, соединяющими Бермудские острова, остров Пуэрто-Рико, полуостров Флориду и вновь — Бермудские острова. Корабли и самолеты гибнут не только в этом треугольнике, но и вблизи него, то есть зона бедствий приобретает почти форму квадрата с углами у мыса Хаттерас (США), на Бермудских островах, у западной оконечности о. Куба, у Флориды. Именно здесь проходит течение Гольфстрим, здесь расположено Саргассово море с глубинами до 6000 метров.
Гольфстрим, как гидродинамическая стена, отделяет глубоководную часть океана — Саргассово море от прибрежных его участков. В результате воды, отгороженные этой «стеной», очень чисты и наиболее прозрачны из всех вод Мирового океана. Терригенные твердые частицы, которые поступают с суши, течениями распределяются вдоль берегов и в Саргассово море почти не попадают, а заносятся туда лишь глубинными течениями и мутьевыми потоками. Зарождаясь на очень крутых участках малых глубин, мутьевые потоки периодически пересекают «гидродинамическую стену» и устремляются вниз, быстро достигая глубоководных частей моря.
В связи с тем, что в Саргассово море не попадают прибрежные богатые питательными солями и взвесью воды, оно очень обеднено жизнью. Здесь очень мало планктона, рыб. На поверхности плавают лишь коричневые саргаюсовые водоросли. Но они не являются гигантскими, как это иногда изображают в популярных книгах, и не образуют сплошных водорослевых скоплений (лугов), опасных для надводных и подводных кораблей.
Но в тропических частях океанов, в первую очередь, в Саргассовом море, советскими учеными во главе с академиком Л. М. Бреховских было открыто и изучено новое явление — гигантские водяные (гидрологические) вихри, напоминающие атмосферные циклоны. Вихри имеют диаметр до 250 миль (около 400 километров). Скорость круговых течений в них достигает 00— 20 сантиметров в секунду, или четыре километра в час, причем она возрастает к центру вихря, и в центре образуется воронка. Вихри прослеживаются почти до дна океана, то есть до глубин 4000—5000 метров. Удивительным является то, что они перемещаются со скоростью до трех километров в час. Таким образом, гигантский вихрь, будто волчок, раскрученный какой-то неведомой силой, крутясь вокруг своей оси, быстро несется по океану.
Чтобы выяснить, какая сила порождает вихри в океанах, советскими и американскими учеными был проведен эксперимент ПОЛИМОДЕ. Одновременно в экспедиции принимало участие пять-десять судов. Было выяснено, что в Атлантическом океане вихри зарождаются как на границе с Гольфстримом (фронтальные вихри), так и вне связи с ним (вихри открытого океана).
Но что их там раскручивает?
Оказывается, отдельные меандры Гольфстрима, набрав большую скорость, не удерживаются в системе этого течения, отрываются от него и уходят в открытые области океана, продолжая вращаться. Зарождение вихрей в открытом океане вызвано другими силами, они сложны и не до конца еще понятны.
Как фронтальным вихрям, так и вихрям открытого океана сообщается настолько большая первоначальная скорость, что они, образовавшись в самых западных районах океана, могут пересечь всю Атлантику и разрушиться лишь где-нибудь у берегов Европы или Африки.
Сопровождаются ли вихри в гидросфере вихрями в атмосфере? Точных данных на этот счет пока нет, но связи между этими двумя явлениями ученые до сих пор не наблюдали.
Опасны ли вихри для самолетов, надводных и подводных кораблей? В поле влияния их неоднократно оказывались многие научные суда, в том числе и советские «Академик Курчатов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев», «Витязь». И ничего с ними не случалось. Но другие суда, а также самолеты в Бермудском треугольнике все же гибнут.
Почему?
Ученые, которые изучали этот вопрос и исследовали океан в районе «треугольника», единодушно приходят к одному и тому же выводу: никаких сверхестественных явлений в «треугольнике» не происходит. Сильные течения, гидрологические вихри, штормы или даже ураганы, которые часто зарождаются в Карибском бассейне и выходят в Атлантику, — все это характерно и для других участков
Мирового океана. Самолеты, корабли терпят крушение и погибают и за пределами «треугольника». В «треугольнике» они погибают чаще лишь потому, что здесь сходятся многие воздушные и водные пути, движение здесь заметно интенсивнее, чем в других районах Мирового океана, следовательно, и вероятность катастроф здесь выше.
Любители сенсаций находят и другие «загадочные» места в Мировом океане, где гибнут самолеты и корабли. Это, например, «Море Дьявола» юго-восточнее Японии, о «губительных вихрях» там рассказывает тот же Л. Д. Куше. Но причины гибели самолетов и судов в этих районах, так же, как и в Бермудском треугольнике, чаще всего представляют собой домыслы, переплетенные с легендами и «байками».
Когда я, как участник экспедиции на настоятельный вопрос корреспондента «какие необычные явления в «треугольнике» вы наблюдали», ответил, что «никаких» корреспондент был явно недоволен, ведь он ждал чего-то сенсационного. Ученым же нужны только факты и доказательства. Даже их предположения и догадки имеют научную основу.
«Тайна Бермудского треугольника» для ученых продолжает существовать лишь настолько, насколько она существует и для многих других участков Мирового океана, где есть пока еще не познанные явления природы. Познание этих явлений лишь усложнено тем, что имеются очень крутые склоны, резкий перепад глубин, достигающий 5000 метров, проходит система течения Гольфстрим, зарождаются и «гуляют» вихри, часто свирепствуют ураганы. В то же время имеются очень тихие и спокойные участки океана. Такие контрасты, усложняющие изучение Бермудского треугольника, делают этот район океана таким интересным для ученых и таким «загадочным и страшным» для любителей сенсаций.