Для этого есть свои причины. С одной стороны, если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителя, чтобы его ликвидировать. Дополнительные затраты (например, на строительство очистных сооружений) увеличат цену, сократят спрос на данный продукт, снизят объем производства, реализации, а значит, и прибыли. Производитель в этом не заинтересован. С другой стороны, и потребитель не заинтересован в росте цен. Кроме того, часто существующее законодательство не позволяет четко определить вину производителя и заставить его проводить природоохранные мероприятия.
И, наконец, трансакционные издержки на заключение соглашения между производителями и пострадавшей стороной оказываются настолько велики, что становятся просто нереальными. В результате цены, которые устанавливаются на рынке, по сути, несут искаженную информацию: они не отражают всех затрат, необходимых для производства товара, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.