Ксенофонт (444 — 355гг. до н.э.), написав работу «Экономикос», дал название новой науке, при помощи которой, по его мнению, люди могут обогащать хозяйство. Очень интересны, в том числе и для нашего времени, его следующие высказывания: «Денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, приобретение же других товаров имеет предел»; «Деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими».

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) сделал серьезный шаг в разви­тии экономической мысли — он систематизировал, обобщил и про­двинул вперед все современное ему знание. Анализируя предмет ис­следования, Аристотель разграничил экономику и хрематистику, что весьма актуально для нашей страны на современном ее этапе. Эко­номика — это естественная основа хозяйства, цель ее — создание потребительных стоимостей, необходимых для жизни, домашнего хозяйства, государства, т.е. цель конкретна и определенна. Другое дело — хрематистика. Это — искусство наживать состояние путем торговли и ростовщичества. Здесь «никогда не бывает предела в достижении цели, а целью оказывается богатство и обладание деньгами». И если экономика «заслуживает похвалы», то хремати­стика «по справедливости вызывает порицание».

Важно отметить различие подходов Аристотеля и Ксенофонта к экономической науке. Ксенофонт дает прообраз «чистой» эконо­мической науки. Хозяйство определяет как все без исключения имущество — его приобретение имеет самодовлеющий характер, яв­ляется главной заботой человека. Говоря современным языком, че­ловек становится персонификацией вещей. У Аристотеля человек выходит за пределы круга вещей. Аристотелевский подход отражает целостность общественной жизни, на первый план выдвигает госу­дарство (полис), создает основы философии экономической науки.