В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав ана­лиз усилившихся монополистических тенденций в экономике,положили начало новому направлению экономической тео­рии — институционализму.

Основная категория, присущая концепциям направ­ления институциализма, — «институция», под котором понимаются различного рода психологические, правовые, морально-этические явления (обычаи, привычки, религия и т.д.), а также определяемые ими различные социальные и социально-экономические явления (го­сударство, профсоюзы, корпорации, конкуренция, налоги и т.п.). Таким образом, институционализм в качестве предмета своего анализа берет как экономические, так и неэкономические про­блемы социально-экономического развития.

Институционализм представлен четырьмя основными направле­ниями. социально-психологическим (Т. Веблен, 1857 — 1929 гг.), социально-правовым (Дж. Коммонс, 1862 — 1945 гг.), конъюнктур­но-статистическим (У. Митчелл, 1874 — 1948 гг.) и теорией инду­стриального общества (У. Ростоу, род. в 1916 г.).

На основе проводимого анализа эволюции общественной структуры представители институционализма выступают за прове­дение реформ. Так, Т. Веблен, критикуя паразитический образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье, осуждая подчинение сферы индустрии миром бизнеса, стремящегося лишь к возможно большей прибыли, выступал за неуклонное ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженер­но-технической интеллигенции. В результате реформ, по мнению Веблена, произойдет установление нового порядка, при котором руководство промышленным производством будет передано специ­альному «совету техников», преследующих цель оптимизации и по­вышения эффективности процесса производства, служение инте­ресам всего общества. «Индустриальная система» перестанет слу­жить интересам «абсентеистских собственников» (монополистов).

Дж. Коммонс считал необходимым проведение государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институ­тов». Такое правительство должно осуществлять демонополиза­цию экономики и быть подконтрольно общественному мнению.

У. Митчелл обосновывал возможность бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного регулирова­ния экономики.