К числу главных особенностей классической школы относят следующие:
- используя методы научной абстракции, классики стремились проникнуть в глубинную суть экономических явлений и процессов, перенося исследование в сферу производства;
- признавали существование объективных экономических законов, изучение которых входит в задачу (предмет) экономической теории;
- выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли, принцип «laissez faire»;
- считали главной движущей силой развития экономики личный интерес, выгоду, «эгоизм» на основе частной собственности;
- капитализм рассматривался как единственно возможный, «естественный» общественный строй.
Были ли едины в своих взглядах представители классической школы?
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Впервые термин «классическая школа» использовал К. Маркс. К классикам он относил прежде всего сторонников трудовой теории стоимос?и, исследовавших проблемы производства и распределения в обществе с точки зрения положения основных классов, на основе чего делал вывод, что источником доходов капиталистов и земельных собственников является прибавочная стоимость (прибыль), т.е. неоплаченный труд наемных работников.
Исходя из этого, к классической школе К. Маркс относил У. Петти, П. Буагильбера, физиократов, А. Смита, Д. Рикардо. На смену ей, считал К. Маркс, пришла «вульгарная буржуазная политическая экономия», рассматривающая лишь внешнюю видимость явлений и выступающая в качестве апологета капитализма, скрывая эксплуататорскую сущность доходов господствующих классов.
В современной экономической теории термин «вульгарная политическая экономия» не употребляется, а в отношении «классической» — используются расширительные трактовки.
В чем суть идей А. Смита?
Логическая схема взглядов А. Смита такова.
- Богатство — это совокупность материальных средств производства и потребления данной страны. Его источник — труд в любой отрасли материального производства. Средство увеличения богатства — разделение труда, рост его производительности. Разделение труда и обмен — экономическая основа общества как трудового и менового союза.
- В процессе обмена возникает необходимость в деньгах как особом товаре, пользующемся всеобщим спросом.
- Через деньги определяется стоимость товара. Смит различает потребительную стоимость (ценность в потреблении) и меновую стоимость (ценность в обмене). В основе пропорции обмена лежат затраты труда.
Данные идеи и составили основу трудовой теории стоимости. Однако далее Смит утверждал, что лишь в неразвитых обществах стоимость определялась только трудом и весь созданный продукт принадлежал работнику. В развитом же обществе, где существует накопление капитала и частная собственность на землю, к цене товара добавляется прибыль и рента. Таким образом, закон стоимости действовать перестает. Источниками труда становятся труд, капитал и земля. Трем факторам производства соответствуют три вида основных доходов: заработная плата, прибыль и рента. Эти идеи Смита были взяты за основу сторонниками теории факторов производства, спроса и предложения.