В западных странах быстрое развитие получила рыночная экономика. Изучение ее основных законов стало предметом исследований западных ученых-экономистов. Главной задачей было поставлено создание теории рынка и оптимального использования ресурсов. За основу взята теория факторов производства, спроса и предложения.
Почему западная экономическая мысль пошла по другому направлению?
В своем развитии современная экономическая мысль прошла ряд этапов, в ходе которых сформировались два основных направления, имеющих место и сегодня: неоклассическое и кейнсианское.
В чем суть неоклассического направленияэкономической теории, почему оно так называется?
Важнейшими тезисами неоклассиков, которые они взяли от классической школы, явился принцип «laissez faire», идея «невидимой руки рынка», регулирующей экономику, невмешательства государства. В центр здесь поставлено исследование поведения хозяйствующего субъекта в условиях ограниченных ресурсов. Разрабатывается микроэкономический подход к экономическим явлениям и процессам — на уровне отдельных хозяйствующих индивидов.
Исходная основа этого направления — теория предельной полезности. Логическая цепочка главных идей такова:
- цена и стоимость определяются не затратами труда, а предельной полезностью, т.е. тем, насколько возрастает общая полезность блага с увеличением этого блага на единицу. А поскольку с постепенным удовлетворением определенной потребности ее интенсивность уменьшается (первый закон Госсена), то происходит убывание полезности блага. Далее, если интенсивность потребности имеет понижающуюся тенденцию, то рациональный потребитель в рамках своих ограниченных возможностей должен удовлетворять разные потребности равномерно, т.е. до одинакового уровня интенсивности или равенства предельных полезностей всех потребляемых благ (второй закон Госсена);
- получение благ требует затрат, в результате возникает проблема экономического выбора. Рациональный индивид выбирает оптимальный вариант, где полезность блага уравновешивается с затратами («взвешивается» на затраты);
- экономическая наука как отрасль психологии должна изучать потребности, субъективные оценки полезности. Она анализирует экономические блага — те, которых по сравнению с потребностями не хватает. В редкости благ — причина хозяйствования и частной собственности;
- используется атомистический метод: народное хозяйство есть совокупность индивидуальных хозяйств, преследующих на основе частной собственности индивидуальные цели. Тем самым достигаются и цели общества, государственное регулирование не нужно;
- предприниматель (или потребитель) ищет наиболее выгодные сферы приложения капитала. Исходя из этого, был сформулирован закон издержек (закон Визера): реальная стоимость какого-либо блага есть неполученная полезность других благ, которые могли быть получены с помощью тех же ресурсов. Таким образом, издержки производства есть не что иное, как утраченные (или потенциальные) полезности;
- на основе теории предельной полезности была разработана и теория предельной производительности факторов производства. Предельная производительность какого-либо фактора — это прирост продукции, полученный в результате увеличения данного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных. Был сформулирован закон убывающей отдачи факторов производства: начиная с определенного момента, увеличение одного фактора при неизменности других дает уменьшающийся добавочный продукт. Теория предельной полезности позволила определить оптимальный объема производства, оптимальную величину предприятия, оптимизировать структуру используемых факторов.
Особый вклад в развитие неоклассического направления экономической теории внес А. Маршалл (1842 —1924 гг., Англия). В противоположность предшественникам, объяснявшим ценность блага либо затратами труда, либо субъективной оценкой полезности, Маршалл пришел к выводу об участии и того, и другого. Выяснив факторы спроса и предложения, он перешел к совместному рассмотрению того, как эти две силы приходят в равновесие и каким образом устанавливается равновесная цена. Он показал, что значимость влияния спроса и предложения меняется во времени. Выделив мгновенный, короткий, длительный и сверхдлительный периоды, Маршалл сделал следующие выводы: чем короче период, тем большее влияние на цену оказывает спрос; чем период длиннее, тем больше воздействие предложения.
Лозаннская школа (ее основатель — Л.М. Вальрас, 1834 — 1910 гг., Франция) — математическая — разработала теорию общего экономического равновесия, свела все положения неоклассического направления экономической теории в систему уравнений.