В западных странах быстрое развитие получила рыночная эко­номика. Изучение ее основных законов стало предметом исследо­ваний западных ученых-экономистов. Главной задачей было по­ставлено создание теории рынка и оптимального использования ресурсов. За основу взята теория факторов производства, спроса и предложения.

В своем развитии современная экономическая мысль прошла ряд этапов, в ходе которых сформировались два основных на­правления, имеющих место и сегодня: неоклассическое и кейнсианское.

В чем суть неоклассического направленияэкономической теории, почему оно так называется?

Важнейшими тезисами неоклассиков, которые они взяли от классической школы, явился принцип «laissez faire», идея «невиди­мой руки рынка», регулирующей экономику, невмешательства го­сударства. В центр здесь поставлено исследование поведения хо­зяйствующего субъекта в условиях ограниченных ресурсов. Разра­батывается микроэкономический подход к экономическим явлени­ям и процессам — на уровне отдельных хозяйствующих индивидов.

Исходная основа этого направления — теория предельной по­лезности. Логическая цепочка главных идей такова:

  • цена и стоимость определяются не затратами труда, а пре­дельной полезностью, т.е. тем, насколько возрастает общая по­лезность блага с увеличением этого блага на единицу. А посколь­ку с постепенным удовлетворением определенной потребности ее интенсивность уменьшается (первый закон Госсена), то происхо­дит убывание полезности блага. Далее, если интенсивность по­требности имеет понижающуюся тенденцию, то рациональный потребитель в рамках своих ограниченных возможностей должен удовлетворять разные потребности равномерно, т.е. до одинако­вого уровня интенсивности или равенства предельных полезностей всех потребляемых благ (второй закон Госсена);
  • получение благ требует затрат, в результате возникает про­блема экономического выбора. Рациональный индивид выбирает оптимальный вариант, где полезность блага уравновешивается с затратами («взвешивается» на затраты);
  • экономическая наука как отрасль психологии должна изучать потребности, субъективные оценки полезности. Она анализирует экономические блага — те, которых по сравнению с по­требностями не хватает. В редкости благ — причина хозяйствова­ния и частной собственности;
  • используется атомистический метод: народное хозяйство есть совокупность индивидуальных хозяйств, преследующих на основе частной собственности индивидуальные цели. Тем самым достига­ются и цели общества, государственное регулирование не нужно;
  • предприниматель (или потребитель) ищет наиболее выгод­ные сферы приложения капитала. Исходя из этого, был сформу­лирован закон издержек (закон Визера): реальная стоимость ка­кого-либо блага есть неполученная полезность других благ, кото­рые могли быть получены с помощью тех же ресурсов. Таким образом, издержки производства есть не что иное, как утраченные (или потенциальные) полезности;
  • на основе теории предельной полезности была разработана и теория предельной производительности факторов производства. Предельная производительность какого-либо фактора — это при­рост продукции, полученный в результате увеличения данного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных. Был сформулирован закон убывающей отдачи факторов производ­ства: начиная с определенного момента, увеличение одного факто­ра при неизменности других дает уменьшающийся добавочный продукт. Теория предельной полезности позволила определить оп­тимальный объема производства, оптимальную величину предпри­ятия, оптимизировать структуру используемых факторов.

Особый вклад в развитие неоклассического направления экономиче­ской теории внес А. Маршалл (1842 1924 гг., Англия). В проти­воположность предшественникам, объяснявшим ценность блага либо затратами труда, либо субъективной оценкой полезности, Маршалл пришел к выводу об участии и того, и другого. Выяснив факторы спроса и предложения, он перешел к совместному рас­смотрению того, как эти две силы приходят в равновесие и каким образом устанавливается равновесная цена. Он показал, что зна­чимость влияния спроса и предложения меняется во времени. Выделив мгновенный, короткий, длительный и сверхдлительный периоды, Маршалл сделал следующие выводы: чем короче пери­од, тем большее влияние на цену оказывает спрос; чем период длиннее, тем больше воздействие предложения.

Лозаннская школа (ее основатель — Л.М. Вальрас, 1834 — 1910 гг., Франция) — математическая — разработала теорию общего эконо­мического равновесия, свела все положения неоклассического на­правления экономической теории в систему уравнений.