В западных странах быстрое развитие получила рыночная экономика. Изучение ее основных законов стало предметом исследований западных ученых-экономистов. Главной задачей было поставлено создание теории рынка и оптимального использования ресурсов. За основу взята теория факторов производства, спроса и предложения.
В своем развитии современная экономическая мысль прошла ряд этапов, в ходе которых сформировались два основных направления, имеющих место и сегодня: неоклассическое и кейнсианское.
В чем суть неоклассического направления экономической теории, почему оно так называется?
Важнейшими тезисами неоклассиков, которые они взяли от классической школы, явился принцип «laissez faire», идея «невидимой руки рынка», регулирующей экономику, невмешательства государства. В центр здесь поставлено исследование поведения хозяйствующего субъекта в условиях ограниченных ресурсов. Разрабатывается микроэкономический подход к экономическим явлениям и процессам — на уровне отдельных хозяйствующих индивидов.
Исходная основа этого направления — теория предельной полезности. Логическая цепочка главных идей такова:
- цена и стоимость определяются не затратами труда, а предельной полезностью, т.е. тем, насколько возрастает общая полезность блага с увеличением этого блага на единицу. А поскольку с постепенным удовлетворением определенной потребности ее интенсивность уменьшается (первый закон Госсена), то происходит убывание полезности блага. Далее, если интенсивность потребности имеет понижающуюся тенденцию, то рациональный потребитель в рамках своих ограниченных возможностей должен удовлетворять разные потребности равномерно, т.е. до одинакового уровня интенсивности или равенства предельных полезностей всех потребляемых благ (второй закон Госсена);
- получение благ требует затрат, в результате возникает проблема экономического выбора. Рациональный индивид выбирает оптимальный вариант, где полезность блага уравновешивается с затратами («взвешивается» на затраты);
- экономическая наука как отрасль психологии должна изучать потребности, субъективные оценки полезности. Она анализирует экономические блага — те, которых по сравнению с потребностями не хватает. В редкости благ — причина хозяйствования и частной собственности;
- используется атомистический метод: народное хозяйство есть совокупность индивидуальных хозяйств, преследующих на основе частной собственности индивидуальные цели. Тем самым достигаются и цели общества, государственное регулирование не нужно;
- предприниматель (или потребитель) ищет наиболее выгодные сферы приложения капитала. Исходя из этого, был сформулирован закон издержек (закон Визера): реальная стоимость какого-либо блага есть неполученная полезность других благ, которые могли быть получены с помощью тех же ресурсов. Таким образом, издержки производства есть не что иное, как утраченные (или потенциальные) полезности;
- на основе теории предельной полезности была разработана и теория предельной производительности факторов производства. Предельная производительность какого-либо фактора — это прирост продукции, полученный в результате увеличения данного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных. Был сформулирован закон убывающей отдачи факторов производства: начиная с определенного момента, увеличение одного фактора при неизменности других дает уменьшающийся добавочный продукт. Теория предельной полезности позволила определить оптимальный объема производства, оптимальную величину предприятия, оптимизировать структуру используемых факторов.
Особый вклад в развитие неоклассического направления экономической теории внес А. Маршалл (1842 — 1924 гг., Англия). В противоположность предшественникам, объяснявшим ценность блага либо затратами труда, либо субъективной оценкой полезности, Маршалл пришел к выводу об участии и того, и другого. Выяснив факторы спроса и предложения, он перешел к совместному рассмотрению того, как эти две силы приходят в равновесие и каким образом устанавливается равновесная цена. Он показал, что значимость влияния спроса и предложения меняется во времени. Выделив мгновенный, короткий, длительный и сверхдлительный периоды, Маршалл сделал следующие выводы: чем короче период, тем большее влияние на цену оказывает спрос; чем период длиннее, тем больше воздействие предложения.
Лозаннская школа (ее основатель — Л.М. Вальрас, 1834 — 1910 гг., Франция) — математическая — разработала теорию общего экономического равновесия, свела все положения неоклассического направления экономической теории в систему уравнений.