История экономики уходит в глубь веков. Ее возраст отсчитывается от времени возникновения человека и его деятельности.

Средневековые схоласты проявляли заинтересованность в том, чтобы экономические взгляды и хозяйственное поведение были совместимы с учением церкви. Экономисты-классики (А. Смит, Д. Рикардо и их последователи) занимались в основном источниками роста материального богатства нации и его распре­делением между владельцами факторов производства. Родона­чальники марксизма создали политическую экономию труда, Кейнс и его последователи изучали вопросы макроэкономики и занятости. Что касается перегруженной математикой современ­ной экономике, то свои исследования она сфокусировала на по­строении моделей всеобщего равновесия. Вот далеко не полный перечень основных проблем прошлой и настоящей экономике.

Прогресс экономических знаний был далеко не безболезнен­ным процессом. Развитие экономической мысли, как и любой науки, и в прошлом, и в настоящем неизбежно сопровождается конфликтами и противоречиями. В результате в рамках экономи­ческой науки складываются различные школы и направления, постоянная борьба между которыми активизирует ее дальнейший прогресс.

Если обратиться к мировой экономической литературе, то можно обнаружить заметные различия во взглядах на сущность экономической науки, что проявляется в неоднозначных трактов­ках ее предмета. С точки зрения разных школ экономическая теория изучает:

  • богатство и его источники;
  • производство и распределение материальных благ ради удовлетворения потреб­ностей;
  • народное или общественное хозяйство;
  • сферу благо­состояния, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения;
  • обмен на рынке и т.д.

Однако в последней трети XX столетия среди ученых-эконо­мистов зародились первые признаки конвергенции в научном по­нимании предмета экономической теории. В частности, они про­явились в попытках разработать такое определение предмета этой науки, которое не подытоживало бы специфические результаты той или иной теории, а универсально охватывало и предопределя­ло любую из них.