Характерная черта развития культуры этого периода — огромное влияние церкви на культуру. Культура носила в основном религиозный характер, центрами культуры и образования были монастыри.
Развитие литературы. Для произведений XIV — XV вв. главной темой является борьба с монголо-татарскими захватчиками, воспевание героизма русских воинов и единства русских земель. Причем если первоначально преобладали мотивы жертвенности и пессимизма («Плач о погибели Русской земли», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Сказание о Евпатии Коловрате»), то затем — оптимизм и вера в скорое освобождение («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
В XV в. популярным становится жанр «хождений» — описаний путешествий в другие страны. Самое известное — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Для XVI в. характерна резкая активизация общественно-политической мысли. Помимо духовно-религиозных произведений (многочисленные жития святых, «Четьи-Минеи» митрополита Макария) появляются и сочинения светского характера.
Самые известные произведения этого периода:
- послания Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, в которых нашли отражение споры иосифлян и нестяжателей (сторонников и противников церковного землевладения);
- «Домострой» Сильвестра — книга о правильном ведении домашнего хозяйства, которая одновременно играла роль семейного кодекса;
- послание Василию III псковского монаха Филофея, который доказывал, что Москва является правопреемницей Римской и Византийской империй (концепция «Москва — третий Рим»);
- «Сказание о князьях владимирских», в котором утверждалось, что Рюриковичи происходят от римского императора Августа;
- челобитные Ивана Пересветова, в которых фактически была изложена программа реформ Избранной рады (по одной из версий, их написал сам Иван Грозный);
- переписка Ивана Грозного и князя А. М. Курбского.
В 1564 г. Иван Федоров выпустил первую русскую датированную печатную книгу — «Апостол».
Развитие архитектуры. До начала XIV в. каменных зданий на Руси не строилось. Каменное строительство возобновилось в Новгороде (церковь Федора Стратилата на Ручье, 1360 — 1361 гг.), а затем в Москве (белокаменный Кремль, 1366 — 1367 гг.). В XV в. началось строительство каменных соборов в монастырях, во второй половине XV в. — расширенное каменное строительство в Московском Кремле:
- 1475 — 1479 гг. — Успенский собор (архитектор — Аристотель Фиорованти);
- 1485 — 1516 гг. — строительство стен Кремля из красного кирпича;
- 1487 — 1491 гг. — Грановитая палата (архитектор — Марк Фрязин);
- 1505 — 1509 гг. — Архангельский собор (архитектор — Алевиз Новый), Благовещенский собор (псковские мастера).
Приглашенные для этой цели итальянские архитекторы привнесли в убранство Кремля элементы западноевропейской архитектуры.
В XVI в. возник шатровый стиль. Главный его элемент — шатровое завершение храмов, заимствованное из народного деревянного зодчества. Примеры: церковь Вознесения в Коломенском (1530 — 1532), храм Василия Блаженного (Казанский собор; 1554 — 1561). Во второй половине XVI в. господствующим стал так называемый годуновский стиль. Основные черты: небольшие размеры храмов, декоративность — многочисленные арки, закомары, создающие впечатление ажурности. Примеры: храм Троицы в Хорошево, храм Троицы в Рубцово (ныне — в пределах Москвы).
Развитие искусства. Вторая половина XIV — XV в. — период расцвета русской иконописи. Самые известные иконописцы: Феофан Грек (рубеж XIV — XV вв.; роспись церквей в Новгороде и Москве; характерные черты стиля: экспрессивность, эмоциональность, изломанность линий, стремление передать душевные переживания героев) и Андрей Рублев (ок. 1360 — ок. 1430 г.; росписи храмов в Троице-Сергиевом монастыре и в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, икона «Троица»; характерные черты стиля: лаконичная и выразительная композиция, радостный и гармоничный колорит, возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии).
Вывод. Культура России XIV — XVI вв. развивалась в русле общеевропейских тенденций средневековой культуры, с явным преобладанием религиозных мотивов.