Ответ по истории культуры любого периода рекомендуется строить по единому плану. Начать следует с определения самого понятия «культура» : это совокупность материальных и духовных ценностей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение. Затем необходимо выявить характерную черту развития культуры конкретного периода и описать достижения в литературе, архитектуре, искусстве и т. д.
Культура Древнерусского государства. Характерная черта — огромное влияние принятия христианства на становление и развитие культуры. Его проявления:
- в литературе — окончательно сложилась письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о Зоне и Благодати» Илариона, «Поучение Владира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал для письма — пергамен, т. е. особым образом выделанная кожа тят, и береста (берестяные грамоты в Новгороде);
- в архитектуре — появились первые сооружения из камня: церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве (989—996), соборы Святой Софии в Киеве (1037—1043) и Новгороде (1045—1050). Что означал культ Святой Софии и почему главные храмы государства были именно так названы — стремление показать свое равенство с Византией, где главный собор также был назван в честь Святой Софии. Необходимо отметить, что если первоначально в качестве образца использовались византийские крестово-купольные храмы, то с конца XII в. появились и элементы национального стиля — завершение глав храмов в форме луковицы или шлема воина (в Византии — полусфера);
- в живописи — появление иконописи (в основном копировались византийские иконы). Следует также отметить использование при украшении храмов фресок (роспись по сырой штукатурке) и мозаики.
Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного (техники «зернь» и «скань»).
Культура русских земель периода политической раробленности. Характерная черта — появление многочисленных новых культурных центров пимо Киева и Новгорода, конкурировавших меу собой. Проявления этого:
- в литературе — возникло несколько алернативных центров летописания. Наиболее яие из них — новгородская школа (характеая черта — восхваление Господина Великого Новгорода), владимирская школа (характеая черта — восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта — наличие многочисленных лирических отступлий, яркость стиля; главный герой — Даниил Галицкий);
- в архитектуре — наиболее важную роль играли две школы: новгородская (главная черта — суровость стиля, минимум украшений, основной материал — кирпич; пример — церковь Спаса на Нередице, 1198 г.) и владимирская (главная черта — декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал — белый известняк; примеры — церковь Покрова на Нерли, 1165 г., Успенский собор во Владимире, 1158—1160 гг., Дмитриевский собор во Владимире, 1154—1197 гг.).
Вывод: к моменту монгольского нашествии русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и по меньшей мере не уступала культуре стран Запада.