Можно выделить три основных этапа:

1) конец IX е. — 980 г. (начало правления Владимира Святославича).

2) 980—1097 гг. (Любечский съезд). Изменился второй уровень управления: место племенных князей заняли родственники великого князя. Племенные княжества при этом стали называться удельными, переход с одного княжения на другое осуществлялся по «лествичному» принципу, т. е. по старшинству, «от брата к брату».

3) 1097—1132 гг. Изменения опять произошли на втором уровне управления: удельные князья превратились в самостоятельных правителей, великий князь киевский теперь был лишь «первым среди равных». Изменился принцип престолонаследия: постепенно стал преобладать принцип не «от брата к брату», а «от отца к су».

Вывод: увеличение числа представителей правящей династии Рюриковичей закономерно привело к территориальному обособлению их удельных владений и превращению последних в самостоятельные государства.

Социально-экономическое развитие.

Основным источником по социально-экономическому развитию Древнерусского государства является Русская Правда, состоящая из:

  • Краткой Правды (Правда Ярослава и Правда Ярославичей), XI в.;
  • Пространной Правды («Суд Ярослава», «Устав Владимира Мономаха»), XII в.;
  • Сокращенной Правды, XIII—XIV вв.

Необходимо провести анализ правового статуса различных категорий населения по Краткой и Пространной Правде.

1.   Характерные черты Правды Ярослава (древнейшей части Русской Правды). Особое внание следует обратить на то, имелись ли у прящего слоя какие-либо особые привилегии, по какому признаку делилось население и какие пежитки родовых отношений сохранялись.

2.   Правовой статус категорий населения по Правде Ярославичей и Пространной Правде:

  1. привилегированный слой;
  2. рядовые общинники («люди»);
  3. смерды (В источниках упоминаются разные размеры штрафов за убийство смерда — 5 и 40 гривен, что породило споры о том, кем они являлись — свободными общинниками или прообразом крепостных. Большинство ученых придерживается мнения, что существовало две категории смердов — свободные и зависимые, отсюда и разные размеры штрафов.);
  4. рядовичи;
  5. закупы (Положение по «Уставу Владимира Мономаха»  улучшилось.);
  6. холопы (Военнопленные; рожденные от матери-рабыни; закупы в случае их бегства или совершения ими преступления; поступившие в услужение без договора о сохранении свободного статуса.);
  7. изгои. (Лица, инанные из общины; настоящие изгои, фактически без средств к существованию; вольноотпущенники; князья- изгои, т. е. потерявшие свои владения, но сохранявшие все привилегии.)

Была ли Древняя Русь феодальным государством?

Раскрывая третий пункт плана, во-первых, необходимо четко представлять себе признаки феодального государства: наличие двух основных классов — феодалов и зависимых крестьян, существование развитой феодальной иерархии, господство натурального хозяйства, условный характер земельной собственности, преобладание частного феодального землевладения.

Во-вторых, следует хотя бы в общих чертах ознакомиться с концепцией И. Я. Фроянова, отрицающего феодальный характер Древнерукого государства. (Преобладание в древнерусском обществе свободных общинников, игравших значительную роль в управлении государством и защите его от внешних врагов, отсутствие феодального землевладения, значительная роль рабовладельческого уклада в хозяйстве, о чем свидетельствует то большое внимание, которое уделяется в Русской Правде положению холопов, и т. д.)

В настоящее время большинство ученых счает, что Древняя Русь была раннефеодальным государством, т. е. государством с неокончательно сложившимися феодальными отношении, но со специфическими чертами, отличающими ее от классических феодальных государств Западной Европы того времени:

  • большое количество пережитков родовых отношений, что нашло яркое отражение в законодательстве (кровная месть и т. д.);
  • преобладание не зависимого, а свободного населения, объединенного в общины;
  • неразвитость феодальной иерархии;
  • преобладание не частного, а государственного феодального землевладения (концепция «государственного феодализма»);
  • активная роль народных собраний в управлении государством (например, народные собрания в Киеве в 1068 и в 1113 гг. решали вопросы престолонаследия).