Вот уже седьмой день, как наш корабль покрывается толстым слоем пыли. Пыль везде: на палубе, на наших лицах, в каютах, на приборах... И как бы плотно мы ни закрывали дверь, как бы тщательно ни укрывали приборы, пыль все равно проникает всюду. На палубе сидеть нельзя. Нельзя загорать. Хотя мы находимся у северного тропика и солнце должно нещадно палить, мы его горячих лучей практически не ощущаем: оно находится за густой пыльной пеленой и видится нечетко.

Так бывает всегда, когда мы проходим «Море мглы», или «Море мрака». Это название получила та часть Атлантического океана, которая расположена в районе Испанской Сахары, Канарских островов и островов Зеленого Мыса.

После лекции об эоловой пыли (Эол в греческой мифологии — повелитель ветра), которую я прочитал советским специалистам, проживающим в Республике Зеленого Мыса, многие из слушателей говорили, что от пыли у них першит в горле и шутили, что у них «вредное производство». У геологов эта атмосферная пыль называется эоловой взвесью.

Эоловая пыль — это частички минералов размером не более десяти микрон. Они состоят из кварца, кальцита, доломита, полевых шпатов, слюд, глинистого минерала каолинита, органических остатков — то есть из минералов и частиц, из которых состоят почвы пустынь и полупустынь Северной Африки. В пустынях и полупустынях, расположенных в жарких засушливых поясах с обеих сторон экватора, поднимаются в воздух сотни миллионов тонн пыли, меркнет дневной свет, и солнца практически не видно. Пыль подхватывается воздушными потоками и переносится за сотни и тысячи километров, например, из Сахары через Атлантический океан в Карибское море. Вспомним, что в субтропиках и тропиках постоянно дуют с материков в океаны пассаты. Они и подхватывают поднятую в воздух пыль и переносят ее на тысячи километров, а так как дуют они почти постоянно, то и моряки почти постоянно страдают от пыли, пересекая субтропики в Атлантическом океане.

Но пыль переносится не только пассатами. Во время бурь она может подниматься на высоту пять-десять километров, а там подхватываться тропосферными воздушными потоками и переноситься ими на тысячи километров, нередко даже вокруг Земли, пока не осядет сама или при помощи атмосферных осадков. В некоторых случаях пыль, особенно вулканическая, при извержениях вулканов, поднимается на высоту более десяти километров. На такой высоте господствуют исключительно сильные воздушные потоки, их скорость почти такая же, как у реактивных самолетов. С этими потоками пыль может не раз обогнуть Земной шар, удерживаясь в воздухе даже в течение нескольких лет.

Иногда в стратосфере находится так много пыли, что она отражает значительную часть солнечных лучей и на Земле наступает похолодание. Резкие колебания в погоде в 1983 году многие ученые объясняют именно сильной запыленностью стратосферы вулканической пылью. Эоловая пыль обычно переносится с востока на запад. Пыль Сахары, например, выпадает в основном в узкой полосе между 25° и 5° северной широты.

Запыленность воздуха изучают при помощи самолетов. Кроме того, на островах построены специальные научные станции, которые капроновыми сетями и воронками-ловушками круглый год собирают пыль и изучают ее. Известный советский геолог А. П. Лисицын подсчитал, что за один год ветрами с материков в океаны переносится около 1,5 млрд. тонн пыли.

Со временем атмосферная пыль осаждается на поверхности Земли. Та, что попадает в океаны, через несколько недель оседает на дно, образуя так называемые терригенные эоловые осадки. В них много кварца, полевых шпатов, кальцита, доломита, глинистых минералов — иллита и каолинита. Эоловые осадки образуются в засушливых (аридных) участках морей и океанов, преимущественно между пятой и двадцатой параллелями северной и южной широт. Несмотря на интенсивную работу ветра, они составляют примерно одну пятнадцатую часть всего осадочного материала в морях и океанах. Остальное поступает сюда с материков другими путями и способами.