Национальные и религиозные вопросы в Советской России и СССР в1920-1940-е гг. Советская Культура в1920-1930-е гг.

Национальный вопрос в Советской России и СССР в 1920-1940-е гг. Образование СССР. При ответе по данной теме необходимо проанализировать причи­ны объединения советских республик в единое государство: единство языка и культуры, эконо­мические связи, одинаковый политический ре­жим. Затем следует охарактеризовать основные планы объединения:

  • «план автономизации» наркома по де­лам национальностей И. В. Сталина. Его суть: советские республики — Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация (Армения, Грузия и Азербайджан) должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Ленин назвал этот план антидемократическим, означающим воз­врат к имперскому прошлому;
  • план создания федерации В. И. Ленина. Его суть: советские республики создают федера­цию на принципах равноправия и сохранения су­веренных прав, вплоть до права выхода и образо­вания самостоятельного государства. Этот про­ект и был реализован.

27 декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР подписали Договор об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи и денежного обращения. При этом декларировалось право свободного выхода республик из состава СССР.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов ратифицировал Союзный договор. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

Далее следует проследить изменение состава СССР в 20—30-е гг., обратив особое внимание на то, каким образом происходило пополнение СССР. Кроме того, следует рассказать об изменении национальной политики после прихода к власти Сталина, выразившемся в фактическом возврате к имперским традициям сверхцентрализации и реализации «плана автономизации». Особо наглядно это проявилось в политике насильственной депортации целых народов по обвинению в сотрудничестве с оккупантами в 1941—1942 гг.

(Направления депортации -  немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, балкарцы, калмыки и др.; в основном в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.)

Религиозный вопрос в СССР в 1920-1940-е гг. Необходимо раскрыть причины антицерковной политики большевиков: они рассматривали церковь как идеологического конкурента, — а также причины изменения этой политики и некоторого сближения государства и Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые даты

Январь 1918 г. — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Начало антицерковной пропаганды и репрессий против священнослужителей.

Февраль 1922 г. — декрет о конфискации церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом в Поволжье, нанесший серьезный удар по финансово-экономическим позициям церкви.

Апрель — май 1922 г. — судебные процессы над духовенством. Арест патриарха Тихона.

Май 1922 г. — поощрение раскола в Православной церкви: создание молодыми священниками, сочувствовавшими советской власти, «Живой православной церкви».

1925 г. — создание Союза воинствующих безбожников. Смерть патриарха Тихона и запрет избирать нового патриарха.

Вторая половина 1920-х — 1930-е гг. — апогей гонений на церковь, массовое разрушение и закрытие храмов.

1941 — 1943 гг. — смягчение позиции государства по отношению к церкви, которая стала рассматриваться как дополнительная сила в обеспечении патриотического подъема. В 1943 г. было разрешено избрать патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский). С этого момента начинается негласное сотрудничество церкви и государства.

Советская культура в 1920-1930-е гг.

Главное событие — проведение культурной революции. Следует выявить две стороны этого процесса:

1) стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб-читален и т. д.;

2) идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих («философский пароход» 1922г. и т. д.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.

Итоги: к середине 1930-х гг. была почти полностью ликвидирована неграмотность, введено бесплатное всеобщее обязательное семилетнее обучение (в городах), огромными тиражами печатались книги и т. д. Но следует иметь в виду, что во многом это делалось ради конкретной политической цели — усиления идеологического воздействия на население: неграмотные читать передовицы газет, естественно, не могут.