Управление кредитными рисками в России включает следующие направления деятельности:

  • постановку задач;
  • обеспечение разделения и покрытия рисков (см. вышеизложенный материал);
  • выполнение задач рентабельности;
  • определение рейтинга кредита (см. вышеизложенный материал);
  • обеспечение денежными средствами;
  • создание системы делегирования полномочий;
  • выполнение требований к кредитному досье;
  • отслеживание рисков;
  • информацию и контроль.

Руководство банка должно ясно определить свою политику в кредитной сфере и наметить цели в рамках годичного и многолетнего плана. Эта политика должна давать ответ на определенные вопросы и должна выражаться в постановке определенных задач в коммерческой области, по качеству (рейтингу) рисков и в выборе средств. Должны быть поставлены задачи по секторам деятельности, по географическим зонам и по странам с учетом рынка, его потенциала и созданы средства для их осуществления.

Задачи рентабельности. Кредитная деятельность являетсяопределяющей для рентабельности банка. Недавние новшества, такие как появление векселей, выпускаемых предприятиями и позволяющих этим предприятиям обращаться за ресурсами непосредственно на рынок, а также отмена количественного регулирования кредитов, еще больше обострили конкуренцию между банками в том, что касается условий и качества рисков. Довольно трудно добиться равновесия между хорошей рентабельностью (часто связанной с большим риском) и хорошим качеством рисков (часто связанным с низкой рентабельностью). Политика банка должна четко указывать нормы, которые надо соблюдать, чтобы избежать этих двух противоречивых тенденций.

Средства. Речь идет не только о персонале и материальном обеспечении, но и нормах обработки информации и контроля, применяемых для достижения заданных целей: в частности: информационно-компьютерная система, система информирования и управления, контроль и т.п.

Продукты и услуги, необходимые для проникновения на рынок, также должны быть разработаны, что иногда требует значительных средств и порождает новые риски (например, дилерский зал, сбои и ошибки информационных систем и т.п.).

Система делегирования полномочий. По соображениям эффективности решение о выдаче всех кредитов не может приниматься только одним лицом или одним органом. Даже в банке среднего размера, не говоря уже о крупном банке, такая централизация немедленно даст отрицательный эффект: процесс принятия решения будет усложненным, негибким и замедленным. Отсюда необходимость децентрализации процесса принятия решения о выдаче кредита, например, межбанковского.

С другой стороны, по соображениям безопасности, было бы чрезвычайно опасно давать возможность многочисленным лицам принимать решение о выдаче любого кредита на любую сумму. Итак, золотой серединой, которой придерживается большинство банков, является наделение полномочиями выдавать кредиты на сумму до определенного предела ряда лиц и органов; сверх этого предела решение передается на уровень вышестоящего лица или органа, которые в свою очередь действуют в рамках установленных для них лимитов. Эта система делегирования полномочий или уровней является пирамидальной и может быть более или менее сложной в зависимости от размеров и деятельности банка.

Эта система может быть дополнена системой качественных ограничений. Например, для кредитов на недвижимость, международных кредитов, средне- и долгосрочных кредитов, кредитов «рисковым» клиентам и т.п. Для того, чтобы выдать такие кредиты, следует получить согласие вышестоящего органа или какого-то специализированного отдела головной конторы: экспортного, отдела недвижимости, международного.

Но каким бы ни был выбор банка, система принятия решений о выдаче кредита должна быть четко определена и должна соблюдаться. Процесс принятия решений должен сопровождаться четко определеннымипроцедурами: анализ кредитного досье, предоставление досье, получение гарантий, разрешение к использованию кредитов, отслеживание и пересмотр досье.

Условия установления ставок и комиссионных по кредитам также должны быть четко определены. Эти условия должны предусматривать учет качества риска, суммы, конкуренции, рентабельности клиента. За редким исключением, ставки и комиссионные обычно устанавливаются децентрализовано на том или ином уровне принятия решения в рамках более или менее широкой вилки, определенной руководством.