Примерный план ответа

1. Определение понятия «культура».

2. Характерная черта развития культуры этого периода — начало процесса демократизации культуры, т. е. увеличения числа деятелей культуры из непривилегированных слоев общества, а также приобретение русской культурой мирового значения.

3. Развитие литературы. «Золотой век» русской литературы: окончательное оформление русского литературного языка, интенсивность развития, постоянная смена стилей, их параллельное существование.

Ключевые даты

Начало 1800-х гг. — господство сентиментализма. Основные черты: раскрытие внутреннего мира человека, идеализация жизни простых людей. Охарактеризовать творчество Н. М. Карамзина.

1810 — 1820-е гг. — господство романтизма. Основные черты: героические образы, противопоставление героев обществу и т. д. Представители: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов на раннем этапе творчества, В. А. Жуковский.

1830 — 1840-е гг. — господство реализма. (* Назовите его основные черты.) Представители: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А. Гончаров.

4. Развитие архитектуры. Расцвет позднего классицизма — ампира.

(* Почему так назван?

Ответ. от французского слова «империя».)

Образец — наследие Древнего Рима. Основные черты: монументальность, строгость, использование скульптуры и военной атрибутики. Архитекторы: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, Дж. Кваренги (назвать творения этих архитекторов). В 40—50-е гг. XIX в. ампир сменился эклектикой (смешением стилей). Ведущий архитектор — К. А. Тон. Его основные творения: Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя — все в Москве.

5. Развитие живописи. Существование различных школ и направлений: классическая, академическая школа (JI. А. Бруни), романтическая школа (К. П. Брюллов), реалистический портрет (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин), критический реализм (П. А. Федотов, В. В. Пукирев). Творчество А. А. Иванова.

6. Развитие музыки. Оформление отечественной композиторской школы, использование народной музыки. Композиторы: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. А. Алябьев.

7. Развитие театрального искусства. Создание русской драматической школы: А. Е. Мартынов, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин. Следует рассказать о роли Малого театра в утверждении демократического и реалистического направлений на русской сцене.

8. Вывод. Российская культура в этот период приобретает мировое значение.

Эпоха Великих Реформ

Ответ следует начать с анализа причин, побудивших правительство приступить к подготовке реформ. Затем необходимо рассказать о самих реформах, отметив их особенности. В ходе ответа особое внимание надо уделить позиции дворянства — главной социальной опоры правящего режима.

Причины проведения реформ:

• внешнеполитический фактор (является главным) — поражение в Крымской войне показало технико-экономическую отсталость страны, создало угрозу превращения России во второстепенную державу;

• социально-экономический фактор — резкий рост крестьянских выступлений: 1857 г. — 192 выступления, 1858 г. — 528, 1859 г. — 938;

• политический фактор — личные, достаточно либеральные взгляды Александра II (1855— 1881), понимавшего необходимость проведения реформ, а также возникновение при императорском дворе либерального кружка, члены которого (брат царя — великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, братья Д. А. и Н. А. Милютины) постоянно подталкивали царя к активным действиям, не давали ему подпасть под влияние консерваторов-крепостников.