Цель — создать местное и городское самоуправление. На местах вводили земства как всесословные органы самоуправления. Выборы проводились по буржуазному принципу имущественного ценза по трем куриям: землевладельцы, городские и сельские обыватели. Земства избирали исполнительные органы — земские управы. Следует обязательно рассмотреть их функции: в основном хозяйственные и фискальные — и их место в системе органов государственной власти.
Необходимо отметить, что земства были созданы только в уездах и губерниях, не было координации их деятельности: отсутствовали земства как на высшем, общероссийском, так и на низовом уровне — в волостях.
Реформа городского самоуправления проводилась по таким же принципам. Сословные органы городского самоуправления заменялись всесословными — городской думой (распорядительный орган) и городской управой (исполнительный орган). Городская дума теперь избиралась на основе имущественного ценза, который был очень высоким. В результате в выборах могли принимать участие менее 10% жителей города. Гласные думы, в свою очередь, избирали городские управы во главе с городским головой. Функции новых органов городского самоуправления не выходили за рамки административно-хозяйственных.
Судебная реформа (1864). Создавалась единая судебная система на принципах всесословности, гласности судопроизводства, состязательности, защиты прав подсудимых, независимости судей от администрации. Вводились совершенно новые для России институты — суд присяжных, адвокатура и прокуратура.
Особо следует отметить наличие в новой структуре судебной системы, созданной по типу английской и французской, судов двух видов:
- Мировые суды рассматривали дела с суммой иска до 500 руб., приговор выносился мировым судьей единолично;
- Суды общей юрисдикции — окружные суды, судебные палаты — разбирали апелляции, высшей инстанцией был Сенат.
Вывод: судебная реформа была самой прогрессивной, но проводилась очень медленно.
Военные реформы. Цели: преодолеть отсталость военной системы, проявившуюся в годы Крымской войны, а также сократить военные расходы. Инициатор — Д. А. Милютин. Решали три задачи:
- Комплектование рядового состава — введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение срока службы с 25 до 6 лет (и 9 лет в запасе) в армии и до 7 лет (и 3 года в запасе) на флоте. Также вводились многочисленные льготы для военнослужащих, прежде всего в зависимости от уровня их образования и состава семьи;
- Обучение офицерского состава — создавались новые военные училища (высшие и унтер-офицерские), были пересмотрены с учетом последних достижений военной науки программы и курсы Академии генштаба, которая стала одной из лучших в Европе;
- Перевооружение — строительство парового флота, замена гладкоствольного оружия на нарезное.
Итоги: благодаря введению новой системы комплектования численность армии сократилась примерно в 2 раза, а ее боеспособность возросла (за счет введения системы запаса), соответственно уменьшились расходы на содержание армии.
Общие итоги реформ. В 60—70-е гг. XIX в. в результате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но сохранявшиеся пережитки феодализма: огромный фонд помещичьих земель при малоземелье крестьян, абсолютная монархия — тормозили это развитие. В 1870-е гг. правительство замедлило ход проведения реформ. В ответ возникает широкое оппозиционное движение за дальнейшее углубление реформ, доведение их до конца, принимающее в том числе и экстремистские формы (революционное народничество).