Цель — создать местное и городское самоуправление. На местах вводили земства как всесословные оргы самоуправления. Выборы проводились по буржуазному принципу имущественного ценза по трем куриям: землевладельцы, городские и сельские обыватели. Земства избирали исполнельные органы — земские управы. Следует обательно рассмотреть их функции: в основном хозяйственные и фискальные — и их место в сиеме органов государственной власти.

Необходимо отметить, что земства были сданы только в уездах и губерниях, не было крдинации их деятельности: отсутствовали зетва как на высшем, общероссийском, так и на низовом уровне — в волостях.

Реформа городского самоуправления продилась по таким же принципам. Сословные оаны городского самоуправления заменялись всесословными — городской думой (распорядельный орган) и городской управой (исполнельный орган). Городская дума теперь избирась на основе имущественного ценза, который был очень высоким. В результате в выборах мои принимать участие менее 10% жителей гора. Гласные думы, в свою очередь, избирали годские управы во главе с городским головой. Функции новых органов городского самоупраения не выходили за рамки администратио-хозяйственных.

Судебная реформа (1864). Создавалась единая себная система на принципах всесословности, гласности судопроизводства, состязательности, защиты прав подсудимых, независимости судей от администрации. Вводились совершенно новые для России институты — суд присяжных, адватура и прокуратура.

Особо следует отметить наличие в новой структуре судебной системы, созданной по типу английской и французской, судов двух видов:

1) мировые суды рассматривали дела с суой иска до 500 руб., приговор выносился мирым судьей единолично;

2) суды общей юрисдикции — окружные суды, судебные палаты — разбирали апелляции, высшей инстанцией был Сенат.

Вывод: судебная реформа была самой пррессивной, но проводилась очень медленно.

Военные реформы. Цели: преодолеть отсталость военной системы, проявившуюся в годы Крыкой войны, а также сократить военные расхы. Инициатор — Д. А. Милютин. Решали три задачи:

1) комплектование рядового состава — ввение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение срока службы с 25 до 6 лет (и 9 лет в запасе) в армии и до 7 лет (и 3 года в запасе) на флоте. Также ввились многочисленные льготы для военнослащих, прежде всего в зависимости от уровня их образования и состава семьи;

2) обучение офицерского состава — создавись новые военные училища (высшие и унтер-офицерские), были пересмотрены с учетом последних достижений военной науки програы и курсы Академии генштаба, которая стала одной из лучших в Европе;

3) перевооружение — строительство парово флота, замена гладкоствольного оружия на нарезное.

Итоги: благодаря введению новой систы комплектования численность армии сокрилась примерно в 2 раза, а ее боеспособность возросла (за счет введения системы запаса), сооетственно уменьшились расходы на содержие армии.

Общие итоги реформ. В 60—70-е гг. XIX в. в рультате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но сохранявшия пережитки феодализма: огромный фонд помичьих земель при малоземелье крестьян, абсютная монархия — тормозили это развитие. В 1870-е гг. правительство замедлило ход провения реформ. В ответ возникает широкое оппиционное движение за дальнейшее углубление реформ, доведение их до конца, принимающее в том числе и экстремистские формы (революциоое народничество).