•   1809 г. — конституционный проект Сперанского. I

(* Дайте ему краткую характеристику с точки зрения принципа разделения властей.)

Остался нереализованным, за исключением создания Государственного совета (1810), который, однако, не стал верхней палатой парламента, как предполагал М. М. Сперанский.

(* Какая форма правления установилась бы в России, будь проект Сперанского реализован?

Ответ: конституционная монархия.)

•   1818—1820 гг. — проект Уставной грамоты Российской империи Новосильцева.

(* Сравните его с проектом Сперанского.

Ответ: с одной стороны, проект Новосильцева был более умеренным, так как предусматривал высокий имущественный ценз при выборах в парламент, с другой — положение о превращении России в федерацию делало его более прогрессивным, чем проект Сперанского.)

Также не был реализован.

Реформы в области образования:

• создание новых университетов в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани, Петербурге;

• создание на их основе шести учебных округов и проведение реформы образования на принципах все сословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Четыре ступени: приходское училище, уездное училище, губернская гимназия, университет;

• 1804 г. — приняты либеральные Университетский устав, вводивший автономию университетов (выборность ректоров и профессуры, собст- : венный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов), и Цензурный устав, согласно которому цензор должен был толковать проверяемые произведения в благоприятном для автора смысле.

Вывод: большинство реформ Александра I окончились неудачей, кроме реформ в области образования. Причины этого:

• отсутствие социальной базы, дворянство реформы не поддержало;

• личные качества Александра I — слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота;

• Россия вела непрерывные войны, в этой обстановке было не до реформ.

2. Переход к консервативной политике (1820—1825). Второй этап внутренней политики Александра I ознаменовался постепенным отказом от реформ и переходом к консервации сложившихся отношений. Причины: революционная волна в Европе 1820-х гг., разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.

Говоря об организации военных поселений, необходимо проанализировать двойственность этой политики. С одной стороны, это была попытка решить проблему финансирования армии, с другой — один из косвенных способов решения крестьянского вопроса: через 25 лет службы военный поселенец получал свободу. Следует отметить, что военные поселения вызывали возмущение как простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г., в Семеновском полку в 1820 г.), так и просвещенного дворянства.

(* Почему?

Ответ: из-за крайне жестоких порядков, царивших в поселениях.)

В заключение необходимо подвести итоги правления Александра I.