Реформы в области культуры и образования. Их следует рассматривать по следующим направлениям:
- насильственное насаждение западного образа жизни и культурных ценностей;
- усиление светских начал в образовании и культуре: переход на новое летосчисление, введение гражданского шрифта, создание первого музея — Кунсткамеры, первой печатной газеты, первого общедоступного театра и т. д.;
- организация ассамблей (» Какую роль они сыграли? Ответ: способствовали быстрому усвоению дворянством европейского образа жизни, а также улучшению положения женщин в обществе.);
- новшества в архитектуре (строительство Петербурга по заранее намеченному плану, первые дворцово-парковые ансамбли в Петергофе и Ораниенбауме — подражание французскому Версалю) и в живописи (появляется портретный жанр — портреты Петра I работы А. В. Матвеева и И. Н. Никитина).
Итоги: при Петре I активно шел процесс секуляризации культуры, но насильственное насаждение западных культурных ценностей имело как плюсы, так и минусы, в частности создание культурного барьера между дворянством и другими сословиями.
Внешняя политика.
Главная цель — борьба за выход к морям. Особое внимание следует обратить на то, что первоначальной целью Петра I была борьба за выход не к Балтийскому, а к Черному морю. Попытка реализации этой цели — два Азовских похода 1695 — 1696 гг. и Великое посольство 1697 — 1698 гг.
(* Какова была его главная задача и почему ее не удалось выполнить? Цель — найти союзников в борьбе против Османской империи; добиться этого не удалось, так как великие европейские державы готовились к войне за испанское наследство.)
Лишь из-за неудачи Великого посольства происходит переориентация всей внешней политики с южного направления на северное (борьба со Швецией за выход к Балтике).