2)  реформы центрального управления:

•  1711 г. — создание вместо Боярской думы

Сената (* Охарактеризуйте его функции как высшего судебного и исполнительного органа.) и органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции: контроль над деятельностью Сената, коллегий, местной администрации;

•  1717 — 1721 гг. — создание вместо 44 приказов 11 (затем 14) коллегий. Необходимо проанализировать структуру коллегий и порядок принятия ими решений, объединив их в три блока: силовые (Военная, Морская, Иностранных дел), финансовые (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия), экономические (Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат);

•  1721 г. — завершение церковной реформы. Создание Синода, являвшегося частью государственного аппарата, означало окончательное подчинение церкви государству;

•  1722 г. — издание Табели о рангах. Ее структура, порядок получения чинов и продвижения по службе. Значение: новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а в соответствии с личными способностями, уровнем образования; дворянство превратилось в открытое сословие, пополняющееся за счет наиболее талантливых представителей других сословий.

Реформы в области культуры и образования. Их следует рассматривать по следующим направлениям:

•  насильственное насаждение западного образа жизни и культурных ценностей (* Проанализируйте, почему так происходило.);

•  усиление светских начал в образовании и культуре: переход на новое летосчисление, введение гражданского шрифта, создание первого музея — Кунсткамеры, первой печатной газеты, первого общедоступного театра и т. д.;

•  организация ассамблей (» Какую роль они сыграли? Ответ: способствовали быстрому усвоению дворянством европейского образа жизни, а также улучшению положения женщин в обществе.);

•  новшества в архитектуре (строительство Петербурга по заранее намеченному плану, первые дворцово-парковые ансамбли в Петергофе и Ораниенбауме — подражание французскому Версалю) и в живописи (появляется портретный жанр — портреты Петра I работы А. В. Матвеева и И. Н. Никитина).

Итоги: при Петре I активно шел процесс секуляризации культуры, но насильственное насаждение западных культурных ценностей имело как плюсы, так и минусы, в частности создание культурного барьера между дворянством и другими сословиями.

Внешняя политика.

Главная цель — борьба за выход к морям. Особое внимание следует обратить на то, что первоначальной целью Петра I была борьба за выход не к Балтийскому, а к Черному морю. Попытка реализации этой цели — два Азовских похода 1695 — 1696 гг. и Великое посольство 1697 — 1698 гг.

(* Какова была его главная задача и почему ее не удалось выполнить?

Ответ: цель — найти союзников в борьбе против Османской империи; добиться этого не удалось, так как великие европейские державы готовились к войне за испанское наследство.)

Лишь из-за неудачи Великого посольства происходит переориентация всей внешней политики с южного направления на северное (борьба со Швецией за выход к Балтике).