Желательно рассматривать ре­формы в той же логической последовательности, что и их причины.

Говоря о военных реформах, необхо­димо выделить два аспекта:

  1. вопросы комплектования рядового соста­ва. Решались за счет введения рекрутских набо­ров;
  2. вопросы комплектования офицерских кад­ров и их обучение. Решались за счет введения для дворян обязательной пожизненной службы, организации военных школ и отправки дворян­ских детей для обучения за границу.

Экономические и налоговые ре­формы были тесно связаны с ведением воен­ных действий, необходимостью обеспечить ар­мию и флот вооружением:

  • создание за государственный счет металлур­гических заводов на Урале;
  • накопление золотого запаса внутри страны для финансирования войны (эти вопросы решали политика меркантилизма и протекционистская политика).

Меркантилизм — экономическая полити­ка, направленная на обеспечение превышения экспорта (вывоза) товаров над их импортом (ввозом) в целях увеличения золотого запаса страны. Протекционизм (протекционистская политика) — экономическая по­литика, направленная на защиту отечественных купцов и производителей от иностранной конку­ренции. Заключалась, в частности, в установле­нии высоких таможенных пошлин на ввоз тех то­варов, которые в России производились (чугун, пенька, парусное полотно), и низких — на ввоз тех, которые не производились;

  • денежная реформа — уменьшение содержа­ния драгоценных металлов в монете;
  • налоговая реформа — введение в 1718— 1724 гг. после переписи населения нового прямо­го налога в виде подушной подати (* Как рас­считывался ее размер?

Ответ: крестьяне должны были содержать армию, посадские люди — флот. Размер подати определили, разделив требуемую сумму на чис­ло лиц мужского пола каждого сословия по переписи. В итоге крестьяне должны были платить 74 коп. в год, посадские — 1 руб. 14 коп.) и многочисленных кос­венных налогов.

Итоги: к 1725 г. доходы бюджета выросли в 4 раза. (* За счет выявления новых источников дохода и увеличения количества налогопла­тельщиков.)

Административные реформы про­водились в целях максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха. Их следует рассматривать в следующем порядке:

  1. реформы местного управления. Их цель — переложить на органы местного управления рас­ходы по сбору налогов, наладить строгий конт­роль над доходами:
    • 1699 — 1700 гг. — создание Ратуши в Моск­ве и земских изб в городах с целью переложить на них расходы по сбору налогов и пошлин;
    • 1708 — 1710 гг. — первая областная рефор­ма: деление страны на восемь губерний с факти­чески диктаторской властью губернаторов. Со­здание двухзвенной системы: уезд — губерния;
    • 1719 г. — вторая областная реформа, заме­на двухзвенной системы на трехзвенную: уезд — провинция — губерния
    • (* Чем была обусловлена необходимость ее проведения? Огромные раз­меры губерний, слишком большие полномочия губерна­торов, недостаточная контролируемость их действий.).
  2. реформы центрального управления:
  • 1711 г. — создание вместо Боярской думы. Сената  и органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции: контроль над деятельностью Сената, коллегий, местной администрации;
  • 1717 — 1721 гг. — создание вместо 44 приказов 11 (затем 14) коллегий. Необходимо проанализировать структуру коллегий и порядок принятия ими решений, объединив их в три блока: силовые (Военная, Морская, Иностранных дел), финансовые (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия), экономические (Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат);
  • 1721 г. — завершение церковной реформы. Создание Синода, являвшегося частью государственного аппарата, означало окончательное подчинение церкви государству;
  • 1722 г. — издание Табели о рангах. Ее структура, порядок получения чинов и продвижения по службе. Значение: новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а в соответствии с личными способностями, уровнем образования; дворянство превратилось в открытое сословие, пополняющееся за счет наиболее талантливых представителей других сословий.