Желательно рассматривать реформы в той же логической последовательности, что и их причины.
Говоря о военных реформах, необходимо выделить два аспекта:
- вопросы комплектования рядового состава. Решались за счет введения рекрутских наборов;
- вопросы комплектования офицерских кадров и их обучение. Решались за счет введения для дворян обязательной пожизненной службы, организации военных школ и отправки дворянских детей для обучения за границу.
Экономические и налоговые реформы были тесно связаны с ведением военных действий, необходимостью обеспечить армию и флот вооружением:
- создание за государственный счет металлургических заводов на Урале;
- накопление золотого запаса внутри страны для финансирования войны (эти вопросы решали политика меркантилизма и протекционистская политика).
Меркантилизм — экономическая политика, направленная на обеспечение превышения экспорта (вывоза) товаров над их импортом (ввозом) в целях увеличения золотого запаса страны. Протекционизм (протекционистская политика) — экономическая политика, направленная на защиту отечественных купцов и производителей от иностранной конкуренции. Заключалась, в частности, в установлении высоких таможенных пошлин на ввоз тех товаров, которые в России производились (чугун, пенька, парусное полотно), и низких — на ввоз тех, которые не производились;
- денежная реформа — уменьшение содержания драгоценных металлов в монете;
- налоговая реформа — введение в 1718— 1724 гг. после переписи населения нового прямого налога в виде подушной подати (* Как рассчитывался ее размер?
Ответ: крестьяне должны были содержать армию, посадские люди — флот. Размер подати определили, разделив требуемую сумму на число лиц мужского пола каждого сословия по переписи. В итоге крестьяне должны были платить 74 коп. в год, посадские — 1 руб. 14 коп.) и многочисленных косвенных налогов.
Итоги: к 1725 г. доходы бюджета выросли в 4 раза. (* За счет выявления новых источников дохода и увеличения количества налогоплательщиков.)
Административные реформы проводились в целях максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха. Их следует рассматривать в следующем порядке:
- реформы местного управления. Их цель — переложить на органы местного управления расходы по сбору налогов, наладить строгий контроль над доходами:
- 1699 — 1700 гг. — создание Ратуши в Москве и земских изб в городах с целью переложить на них расходы по сбору налогов и пошлин;
- 1708 — 1710 гг. — первая областная реформа: деление страны на восемь губерний с фактически диктаторской властью губернаторов. Создание двухзвенной системы: уезд — губерния;
- 1719 г. — вторая областная реформа, замена двухзвенной системы на трехзвенную: уезд — провинция — губерния
- (* Чем была обусловлена необходимость ее проведения? Огромные размеры губерний, слишком большие полномочия губернаторов, недостаточная контролируемость их действий.).
- реформы центрального управления:
- 1711 г. — создание вместо Боярской думы. Сената и органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции: контроль над деятельностью Сената, коллегий, местной администрации;
- 1717 — 1721 гг. — создание вместо 44 приказов 11 (затем 14) коллегий. Необходимо проанализировать структуру коллегий и порядок принятия ими решений, объединив их в три блока: силовые (Военная, Морская, Иностранных дел), финансовые (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия), экономические (Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат);
- 1721 г. — завершение церковной реформы. Создание Синода, являвшегося частью государственного аппарата, означало окончательное подчинение церкви государству;
- 1722 г. — издание Табели о рангах. Ее структура, порядок получения чинов и продвижения по службе. Значение: новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а в соответствии с личными способностями, уровнем образования; дворянство превратилось в открытое сословие, пополняющееся за счет наиболее талантливых представителей других сословий.