По мере укрепления царской власти и окончания восстановительного периода в экономи­ке роль Земских соборов падает, их функции пере­ходят к исполнительным органам власти — прика­зам, подчинявшимся лично царю. С 1670-х гг.

Земские соборы больше не созываются. Это пер­вый признак усиления царской власти.

Вто­рой признак — политическое подчинение церкви государству («дело патриарха Никона», 1658 — 1667 гг.).

Третий признак — ослабление позиций знатного боярства в Боярской думе за счет рас­ширения ее состава и привлечения в нее незнат­ных дворян, лично преданных царю, а также от­мены местничества в 1682 г.

Вывод: К концу XVII в. монархия из сословно-представительной постепенно превращается в абсолютную. Процесс этот завершился в ходе ре­форм Петра I.

Ключевые даты:

1613 — 1645 гг. — царствование Михаила Ро­манова.

1645 — 1676 гг. — царствование Алексея Ми­хайловича.

Народные движения в XVII в. Начать их рассмот­рение нужно с указания причин. Общая при­чина — закрепощение крестьян (прикреплены к личности владельца) и горожан (прикреплены к месту жительства) по Соборному уложению 1649 г., что вызвало резкое недовольство этих слоев населения и стремление возвратить ста­рые, докрепостнические порядки. Кроме того, у каждого народного движения были и свои конкретные причины.

Народные движения середины XVII в. следу­ет рассматривать по плану:

  1. причины;
  2. ход;
  3. итоги и последствия.

Ключевые даты:

1648 — 1650 гг. — Соляной бунт в Москве и восстания в других городах. Причины: резкое увеличение налогов, в том числе на соль, зло­употребления чиновников и купцов, недовольст­во посадского населения существованием «белых слобод». Итоги: частичное удовлетворение тре­бований восставших (ликвидация «белых сло­бод», отмена налога на соль и т. д.), но одновре­менно юридическое оформление крепостного права в Соборном уложении 1649 г.

1650-е гг. — церковный раскол. Его причи­на — несогласие части верующих с нововведе­ниями в обрядах и богослужении, предложенных патриархом Никоном. Особое внимание следует обратить на превращение поначалу чисто рели­гиозного движения в социальное. Наиболее яр­кое проявление — Соловецкое восстание 1668 — 1676 гг.

1662 г. — Медный бунт в Москве. Причины: выпуск медных денег вместо серебряных из-за продолжающейся войны с Польшей, инфляция, рост цен. Итоги: восставшие потерпели пораже­ние, но медные деньги были отменены.

1667 г. — поход атамана Василия Уса под Ту­лу (показал слабость местной администрации).

1668 — 1669 гг. — поход казаков во главе с С. Т. Разиным «за зипунами» на Волгу и по Каспийскому морю в Персию.

1670 — 1671 гг. — крестьянская война под предводительством Разина. Особое внимание не­обходимо обратить на тот факт, что поначалу движение было чисто казацким и лишь с середи­ны 1670 г. приобрело характер крестьянской войны.

Признаки крестьянской войны:

  • масштабность (по территории);
  • вовлечены огромные массы людей;
  • крестьяне должны составлять не менее 50% участников;
  • преобладают антикрепостнические и анти­дворянские требования.

Ход: Кагальницкий городок — Царицын (апрель 1670 г.) —> Астрахань (июнь 1670 г.) —> Саратов, Самара —> осада Симбирска (сентябрь — октябрь 1670 г.) —> отступление на Дон —> плене­ние Разина и его казнь (4 июня 1671 г.) —> паде­ние Астрахани — последнего оплота восставших (27 ноября 1671 г.), окончание войны.

Итоги: Поражение восставших, дальней­шее усиление крепостнического гнета, но на дон­ские земли крепостное право не было распростра­нено.

Внешняя политика. Рассматривать ее необходимо с точки зрения решения двух основных задач: борьбы за выход к морям и возврата территорий, потерянных во время Смуты.

Ключевые даты:

1632—1634 гг. — Смоленская война: ее цели, ход. Поляновский мир: Смоленск остался у Польши, но король Владислав IV окончательно отказался от прав на русский престол.

1637—1642 гг. — «Азовское сидение».

(* Почему Земский собор отказал казакам в помощи?

Ответ: не было денег на ведение длительной войны с Османской империей.)

8 января 1654 г. — воссоединение Украины с Россией.

1654—1667 гг. — война с Польшей. Андрусовское перемирие: Россия получила Смоленскую и Черниговскую земли и Левобережную Украину, а также Киев сроком на два года.

1656—1661 гг. — безрезультатная война со Швецией. Кардисский мир: сохранение статус-кво.

1676—1681 гг. — война с Османской империей. Причины: претензии турок на Украину. Осада турками крепости Чигирин. Бахчисарайский мир (заключен на 20 лет): признаны права России на Левобережную Украину и Киев.

1686 г. — «вечный мир» с Польшей: Киев остается за Россией, Россия вступает в союз с Польшей, Францией, Австрией и Венецией против Турции. Это был крупный внешнеполитический успех, так как впервые после Смуты Россию признали полноправным международным партнером.

1687 и 1689 гг. — два неудачных похода в Крым князя В. В. Голицына, предпринятых в соответствии с условиями «вечного мира» с Польшей.

Вывод: Россия смогла решить только одну из двух главных задач — добилась возврата захваченных Польшей территорий. Получить выход к морям ей не удалось.

Культура России XVII в.

 Характерная черта развития культуры этого периода — начало процесса ее секуляризации, т. е. обмирщения, падения влияния церкви на культуру.

Проявления этого процесса в разных областях культуры:

  • -  в литературе — прекращение летописания: традиционно летописи составлялись в монастырях. Формирование двух основных направлений в литературе — охранительного (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич) и обличительного (народные сатирические повести — «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злочастии», произведения раскольников — «Житие протопопа Аввакума»);
  • -  в архитектуре — появление стиля «московское барокко», не соответствовавшего общепринятым церковным канонам в архитектуре. Его основные черты: декоративность (многочисленные украшения), многоярусность сооружений, сочетание белого и красного цветов. Достаточно интенсивное строительство гражданских зданий (палаты Шуйских, Романовых в Зарядье и т. д.);
  • -  в живописи — появление помимо икон («строгановское письмо») так называемых парсун (пример: парсуны Алексея Михайловича работы Симона Ушакова).

Зарождение отечественной науки и светской системы образования: деятельность Симеона Полоцкого, создание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии, где изучалось не только богословие, но и светские дисциплины (математика, медицина).

Появление первого в России театра, созданного при дворе Алексея Михайловича. На его сцене ставились пьесы не только религиозного, но и светского содержания.

Вывод: в России в XVII в. начался процесс секуляризации культуры, процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения.