Ревизия земской и городской реформ:

  • новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890) — для городской курии имущественный ценз был увеличен, для дворянства — понижен. Крестьяне лишились права непосредственно избирать гласных: избранные волостным сходом кандидатуры утверждались губернатором;
  • новое Городовое положение (1892) — круг избирателей ограничен в пользу наиболее состоятельных слоев, мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав, усилен элемент сословности и вмешательства администрации в дела самоуправления.

Ревизия судебной реформы — судебные заседания по политическим делам должны были проводиться при закрытых дверях (1887), затем эти дела были вообще изъяты из ведения судов общей юрисдикции и переданы Особому совещанию при Сенате. Суд присяжных фактически был отменен (1889).

Контрреформы в области образования:

  • Временные правила о печати (1882) — администрация получила право закрывать любой печатный орган без санкции суда;
  • Новый Университетский устав (1884) — усилен контроль администрации за студентами, фактически отменена автономия университетов;
  • Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887) — ограничен доступ в гимназии для выходцев из низших сословий — детей кучеров, лакеев, кухарок, поваров и т. д.

Защита интересов дворянства:

  • Учрежден Дворянский банк (1885);
  • Положение о найме на сельхозработы (1886).

Политика сохранения общины. Правительство взяло курс на сохранение общины, боясь пролетаризации крестьян. Большую роль в этом сыграли и фискальные интересы («круговая порука» в общине):

  • указ 1886 г., затруднявший выход из общины, — требовалось согласие 2/3 сельского схода;
  • указ 1893 г., ограничивший переделы земли, — требовалось согласие 2/3 схода, проводить переделы разрешалось не чаще чем раз в 12 лет. Правительство, таким образом, признало, что общинные переделы препятствуют улучшению землепользования, однако сама община сохранялась.

Итоги: сохранялись община и малоземелье крестьян. В целом политика в отношении крестьян была консервативной.

Экономическая политика. Деятельность на посту министра финансов Н. X. Бунге (1881 — 1886), И. А. Вышнеградского (1888 — 1892) и С. Ю. Витте (1892 — 1903). Был продолжен курс Лорис-Меликова: бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, размер которого снижался (1881), для выдачи крестьянам ссуд на покупку земли учреждался Крестьянский банк (1882), отменялась подушная подать (1882 — 1886). Началось активное вмешательство государства в экономику: система государственных заказов, поощрение развития крупной промышленности и железнодорожного строительства.

Итоги внутренней политики Александра III были противоречивыми. Подавление революционного движения, русификация окраин, укрепление роли поместного дворянства и вместе с тем стабилизация в обществе, успешное экономическое развитие. Однако большинство проблем, стоявших перед страной: крестьянский и рабочий вопросы, сохранение феодального по своей сути политического режима — не были решены. В дальнейшем они еще больше обострились и в конечном итоге привели к революции.