Характерная черта развития культуры это периода — завершение процесса секуляризации культуры, господство классицизма.

Господство идеологии Просвещения и усиление роли науки. Деятельность Академии наук, М. В. Ломоносова, JI. Эйлера. Создание Московского университета. Деятельность изобретателей И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

Классицизм в литературе. Его признаки: принцип единства времени и места действия, ориентация на античные литературные произведения Софокла, Еврипида, Горация, Вергилия и др., использование «говорящих» фамилий. Деятельность Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина.

Классицизм в архитектуре и скульптуре. Следует обязательно отметить, что до 1770-х гг. господствовало барокко. Его признаки: прочность, декоративность, использование драгоценных металлов при оформлении интерьеров. Необходимо упомянуть работы В. В. Растрелли.

С 1780-х гг. господствующим стилем стал классицизм. Его признаки: строгая симметрия, наличие колонн, портика, купола, строгость в оформлении интерьеров; образцом служили памятники античной архитектуры. В качестве примера назвать постройки В. И. Баженова, М. Ф. Казака, И. Е. Старова.

Во второй половине XVIII в. начинается рассвет русской скульптуры. Просветительская идея создания образа идеального героя реализтся как в реалистических портретах (Ф. И. Шин), так и в обобщенно-монументальных герческих образах (М. И. Козловский).

В заключение надо кратко рассказать о раитии дворцово-парковой, усадебной культуры, привести примеры — Кусково, Останкино и т. д.

Классицизм в живописи. Становление отественной художественной школы, особенно в портретном жанре. Творчество Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

Вывод. Русская культура этого периода ориентировалась на лучшие достижения запаой культуры, усваивая их, но при этом не теряя своей самобытности; шло становление русского литературного языка и отечественных школ в жописи, скульптуре и архитектуре.